Респонденты Студенты и сотрудники Университета ИТМО.
Количество I волна: 32 человека II волна: 20 человек III волна: 509 человек
Цель исследования Сформулировать направления совершенствования библиотеки ИТМО (ресурсная обеспеченность, коммуникация с пользователями).
Задачи исследования Все исследования было поделено на 3 волны: первые две - качественные исследования (проведение фокус-групп), 3 волна - количественное исследование (проведение опроса)
Задачи для I волны исследования: Задачи в части внутренних библиотечных ресурсов: а) Внутренние электронные ресурсы (научная и учебная литература) - изучить, о существовании каких ЭР библиотеки ИТМО знают студенты и сотрудники - изучить, как и когда пользователи узнавали о существовании ЭР библиотеки ИТМО и начали их использовать - определить, для каких целей используют ЭР библиотеки ИТМО разных видов - определить, как пользователи технически работают с поиском полнотекстовых документов - оценить удобство поиска информации в ЭР библиотеки ИТМО, определить трудности, с которыми сталкиваются пользователи в процессе поиска информации - выявить, каких ЭР не хватает пользователям библиотеки ИТМО - узнать рекомендации по улучшению ЭР библиотеки ИТМО б) Внутренняя бумажная литература - определить, для каких целей используют бумажные ресурсы библиотеки ИТМО - выявить, каких бумажных ресурсов не хватает пользователям библиотеки ИТМО Задачи в части внешних электронных ресурсов: - изучить, о существовании каких внешних (в т.ч. общедоступных) электронных источниках научной и учебной литературы разных видов и информационно-аналитических системах знают студенты и сотрудники - изучить, как часто используют внешние электронные источники научной и учебной литературы по сравнению с источниками литературы в библиотеке ИТМО - определить, для каких целей используют внешние электронные источники научной и учебной литературы и информационно-аналитические системы - определить, какие есть преимущества и недостатки у внешних источников научной и учебной литературы по сравнению с источниками литературы библиотеки ИТМО
Задачи для II волны исследования: - изучить знание о существовании электронных ресурсов в целом - изучить информированность о существовании электронных ресурсов библиотеки ИТМО разных видов - изучить причины, по которым они не пользуются библиотекой - изучить потенциальные способы “попасть в поле зрения” НЕпользователей - определить, что пользователи используют как альтернативу электронным ресурсам библиотеки ИТМО и почему
Задачи для III волны исследования: Задачи в части всех ЦА: - узнать, каких ресурсов не хватает в библиотеке (в разрезе тематик, а также конкретные наименования) на конкретных факультетах - получить инсайты о возможных сервисах от библиотеки - определить способы, по которым пользователи узнают о библиотеке - оценить степень осведомленности сотрудников и студентов о существовании ресурсов библиотеки Задачи в части всех ЦА, кроме руководителей ОП: - определить, какими ресурсами библиотеки пользуются студенты и сотрудники ИТМО Задачи в части студентов и преподавателей, заинтересованных в научной деятельности / заинтересованных в углубленном изучении опр области / заинтересованных в публикационной деятельности: - оценить востребованность сервисов ИТМО Авторам и определить области, требующие корректировки получить дополнительные инсайты об интересных темах вебинаров - определить наличие/отсутствие потребности аудитории в существующих консультациях и наиболее удобный формат, а также определить причины невостребованности консультаций Задачи с части студентов, у которых есть публикации: - определить, какими источниками для поиска научной литературы они пользуются в разрезе факультетов Задачи с части разработчиков (составителей) РПД: - оценить степень осведомленности разработчиков РПД о возможности подать заявку на приобретение библиотекой литературы - определить причины, по которым составили РПД, которые знают о возможности подать заявку, не пользуются ей (нет потребности (все есть)/ труднодоступный ресурс) Задачи с части руководителей ОП: - получить обратную связь по наличии/отсутствию ресурсов на ОП - оценить степень осведомленности руководителей ОП о возможности подать заявку на приобретение библиотекой литературы - оценить степень осведомленности рук-ов ОП о существовании ресурсов библиотеки - оценить востребованность сервисов ИТМО Авторам и определить области, требующие корректировки - получить дополнительные инсайты об интересных темах вебинаров - определить наличие/отсутствие потребности аудитории в существующих консультациях и наиболее удобный формат, а также определить причины невостребованности консультаций Задачи в части преподавателей, научных работников и студентов: - оценить степень осведомленности об альтернативных базах поиска и анализа научной литературы - узнать цели и причины использования scopus и web of science
Предмет исследования
Использование в электронном формате научной и учебной литературы (включая научные журналы, учебники, диссертации, монографии и пр.);
Использование в бумажном формате научной и учебной литературы, предоставляемой библиотекой ИТМО (включая научные журналы, учебники, диссертации, монографии и пр.);
Использование внешних информационно-аналитических инструментов (Sci-Val, Scopus, InCites, Web of Science, E-library, Scimago, Google Scholar, Dimensions AI, Publons).
Методы сбора данных
I и II волна: синхронные онлайн фокус-группы и интервью с видеозаписью (Zoom) III волна: анкетный опрос в онлайн-формате. Инструмент для программирования и рассылки анкеты: профессиональный социологический инструментарий EnjoySurvey.
Уровень репрезентативности / процент отклика Опрос можно считать репрезентативным по отношению к общему числу респондентов. Максимальный размер ошибки не превышает 5% с вероятностью 97%. Опрос можно считать репрезентативным по отношению к общему числу студентов. Максимальный размер ошибки не превышает 5% с вероятностью 95%. Опрос НЕЛЬЗЯ считать репрезентативным по отношению к общему числу сотрудников.
БРОШЮРА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
В случае возникновения вопросов по данным материалам, Вы можете обратиться в Центр университетских исследований и мониторинга — контактное лицо Евгения Кутергина +7 (812) 457-18-07; eakutergina@itmo.ru