Опросы

Ресурсы библиотеки ИТМО 2023

ITMO.FAMILY
Когда
I волна: с 6 июня по 5 июля 2023 г.
II волна: с 21 сентября по 16 октября 2023 г.
III волна: с 5 марта по 24 марта 2024 г.

Кто проводил
ЦУИМ

Респонденты
Студенты и сотрудники Университета ИТМО.

Количество
I волна: 32 человека
II волна: 20 человек
III волна: 509 человек

Цель исследования
Сформулировать направления совершенствования библиотеки ИТМО (ресурсная обеспеченность, коммуникация с пользователями).

Задачи исследования
Все исследования было поделено на 3 волны: первые две - качественные исследования (проведение фокус-групп), 3 волна - количественное исследование (проведение опроса)

Задачи для I волны исследования:
Задачи в части внутренних библиотечных ресурсов:
а) Внутренние электронные ресурсы (научная и учебная литература)
- изучить, о существовании каких ЭР библиотеки ИТМО знают студенты и сотрудники
- изучить, как и когда пользователи узнавали о существовании ЭР библиотеки ИТМО и начали их использовать
- определить, для каких целей используют ЭР библиотеки ИТМО разных видов
- определить, как пользователи технически работают с поиском полнотекстовых документов
- оценить удобство поиска информации в ЭР библиотеки ИТМО, определить трудности, с которыми сталкиваются пользователи в процессе поиска информации - выявить, каких ЭР не хватает пользователям библиотеки ИТМО
- узнать рекомендации по улучшению ЭР библиотеки ИТМО
б) Внутренняя бумажная литература
- определить, для каких целей используют бумажные ресурсы библиотеки ИТМО
- выявить, каких бумажных ресурсов не хватает пользователям библиотеки ИТМО
Задачи в части внешних электронных ресурсов:
- изучить, о существовании каких внешних (в т.ч. общедоступных) электронных источниках научной и учебной литературы разных видов и информационно-аналитических системах знают студенты и сотрудники
- изучить, как часто используют внешние электронные источники научной и учебной литературы по сравнению с источниками литературы в библиотеке ИТМО
- определить, для каких целей используют внешние электронные источники научной и учебной литературы и информационно-аналитические системы - определить, какие есть преимущества и недостатки у внешних источников научной и учебной литературы по сравнению с источниками литературы библиотеки ИТМО

Задачи для II волны исследования:
- изучить знание о существовании электронных ресурсов в целом
- изучить информированность о существовании электронных ресурсов библиотеки ИТМО разных видов - изучить причины, по которым они не пользуются библиотекой
- изучить потенциальные способы “попасть в поле зрения” НЕпользователей
- определить, что пользователи используют как альтернативу электронным ресурсам библиотеки ИТМО и почему

Задачи для III волны исследования:
Задачи в части всех ЦА:
- узнать, каких ресурсов не хватает в библиотеке (в разрезе тематик, а также конкретные наименования) на конкретных факультетах
- получить инсайты о возможных сервисах от библиотеки
- определить способы, по которым пользователи узнают о библиотеке
- оценить степень осведомленности сотрудников и студентов о существовании ресурсов библиотеки
Задачи в части всех ЦА, кроме руководителей ОП:
- определить, какими ресурсами библиотеки пользуются студенты и сотрудники ИТМО
Задачи в части студентов и преподавателей, заинтересованных в научной деятельности / заинтересованных в углубленном изучении опр области / заинтересованных в публикационной деятельности:
- оценить востребованность сервисов ИТМО Авторам и определить области, требующие корректировки получить дополнительные инсайты об интересных темах вебинаров
- определить наличие/отсутствие потребности аудитории в существующих консультациях и наиболее удобный формат, а также определить причины невостребованности консультаций
Задачи с части студентов, у которых есть публикации:
- определить, какими источниками для поиска научной литературы они пользуются в разрезе факультетов
Задачи с части разработчиков (составителей) РПД:
- оценить степень осведомленности разработчиков РПД о возможности подать заявку на приобретение библиотекой литературы
- определить причины, по которым составили РПД, которые знают о возможности подать заявку, не пользуются ей (нет потребности (все есть)/ труднодоступный ресурс)
Задачи с части руководителей ОП: - получить обратную связь по наличии/отсутствию ресурсов на ОП
- оценить степень осведомленности руководителей ОП о возможности подать заявку на приобретение библиотекой литературы
- оценить степень осведомленности рук-ов ОП о существовании ресурсов библиотеки
- оценить востребованность сервисов ИТМО Авторам и определить области, требующие корректировки
- получить дополнительные инсайты об интересных темах вебинаров
- определить наличие/отсутствие потребности аудитории в существующих консультациях и наиболее удобный формат, а также определить причины невостребованности консультаций
Задачи в части преподавателей, научных работников и студентов:
- оценить степень осведомленности об альтернативных базах поиска и анализа научной литературы
- узнать цели и причины использования scopus и web of science

Предмет исследования
  1. Использование в электронном формате научной и учебной литературы (включая научные журналы, учебники, диссертации, монографии и пр.);
  2. Использование в бумажном формате научной и учебной литературы, предоставляемой библиотекой ИТМО (включая научные журналы, учебники, диссертации, монографии и пр.);
  3. Использование внешних информационно-аналитических инструментов (Sci-Val, Scopus, InCites, Web of Science, E-library, Scimago, Google Scholar, Dimensions AI, Publons).

Методы сбора данных

I и II волна: синхронные онлайн фокус-группы и интервью с видеозаписью (Zoom)
III волна: анкетный опрос в онлайн-формате. Инструмент для программирования и рассылки анкеты: профессиональный социологический инструментарий EnjoySurvey.

Уровень репрезентативности / процент отклика
Опрос можно считать репрезентативным по отношению к общему числу респондентов. Максимальный размер ошибки не превышает 5% с вероятностью 97%.
Опрос можно считать репрезентативным по отношению к общему числу студентов. Максимальный размер ошибки не превышает 5% с вероятностью 95%.
Опрос НЕЛЬЗЯ считать репрезентативным по отношению к общему числу сотрудников.

В случае возникновения вопросов по данным материалам, Вы можете обратиться в Центр университетских исследований и мониторинга — контактное лицо Евгения Кутергина +7 (812) 457-18-07; eakutergina@itmo.ru